10.01.2019

Прокурор на защите конституционных прав граждан

Конституция Российской Федерации – высший нормативный правовой акт Российской Федерации. 
Принята народом России 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года. 
Конституция России:
• закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
• обладает высшей юридической силой;
• обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
• отличается стабильностью;
• является базой для текущего законодательства.
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Конституция Российской Федерации закрепила в качестве высшей ценности самого человека, установив, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". При этом важно отметить, что Конституция установила мораторий на издание законов, отменяющих или умаляющих права граждан.
Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществления правосудия (осуществление правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.). Большинство из них получили свое развитие в других законах. В то же время ст. 49 Конституции РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах. Более того, в Конституции РФ сформулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов: обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Конституция провозглашает основополагающие положения, обеспечивающие достойную жизнь в обществе и свободное развитие человека, а их реализация осуществляется различными государственными органами. Особое место в их ряду занимает прокуратура Российской Федерации, которая, согласно Конституции, выступает в качестве независимого конституционного института. Статья 129 Конституции,  закрепляет единство и централизацию системы органов прокуратуры и регламентирует порядок назначения прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
Основная задача прокуратуры – 
надзор за точным и единообразным исполнением законов. Все равны перед законом! Это основополагающий принцип любого правового государства. 
В современной России прокурор в первую очередь исходит из интересов человека, защищая реализацию его конституционных прав. А также он стоит на защите фундаментальных основ общества. Фактически прокуратура является неотъемлемой частью государственного аппарата, посредством которого защищаются конституционные права граждан, обеспечивающие равенство всех перед судом и законом.
Предметом прокурорского надзора за соблюдением прав человека является соблюдение положений Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина, а также исполнение законов, обеспечивающих их реализацию и действие федеральными министерствами, службами, агентствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, а проверки исполнения законодательства проводят на основании поступающей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования.
Прокуроры, осуществляя надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, уделяют постоянное внимание фактам нарушения прав человека и гражданина и используют все предоставленные законом средства для их пресечения, выявления обстоятельств им способствовавших, установления нарушивших закон лиц и привлечения их к установленной законом ответственности. 
Так, в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. 
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья (например, если он признан инвалидом по зрению, слуху, немой и т. п.), возрасту (например, он очень стар и беспомощен), недееспособности (если суд признал его таковым) и другим уважительным причинам (например, гражданин выполняет специальное задание за пределами страны) не может сам обратиться в суд. 
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. 
В этих случаях прокурор вправе обратиться в суд вне зависимости от состояния здоровья, возраста гражданина и тому подобных обстоятельств. 
Кроме этого, прокурор в силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), вовлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. 
Исковое заявление, также может быть предъявлено прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований. Основанием для предъявления заявления в суд в интересах гражданина является письменное обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. 
Прокурор всегда выступает в гражданском процессе как самостоятельный его участник. Прокурор является представителем государства и защищает публичные интересы.
Прокуратура  является надежным гарантом восстановления нарушенных прав и свобод.
За I полугодие 2018 года в орга-
ны прокуратуры Тверской области поступило 18374 обращения. Непосредственно органами прокуратуры области разрешено 8962 обращения или 64% от числа рассмотренных. Удовлетворено каждое четвертое обращение, по которым выявлено более четырех тысяч нарушений закона. В целях восстановления прав и законных интересов граждан использовался весь спектр актов прокурорского реагирования.
В первом полугодии 2018 года в прокуратуру Фировского района поступило 71 обращение. Всего рассмотрено 67 обращений, из них разрешено 40 обращений (60% от общего числа).
Анализ результатов проверок, проведенных по обращениям граждан в сфере соблюдения трудового законодательства, свидетельствует, что распространенными нарушениями являются несоблюдение сроков выплаты заработной платы, уклонение работодателей от оформления в установленном законом порядке трудовых договоров с работниками, незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности.
В жилищной сфере преобладают факты обжалования действий (бездействия) органов местного самоуправления при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья, по вопросам предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в связи с несвоевременной постановкой на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо необоснованным снятием с учета.
Основные причины обращений заявителей в органы прокуратуры по вопросам ЖКХ – предоставление управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества, нарушения при содержании, обслуживании общего имущества многоквартирных домов и установке общедомовых приборов учета электроэнергии, несогласие с размером платы за услуги ЖКХ и взносов на капитальный ремонт. 
В сфере земельного законодательства заявители преимущественно обжаловали действия (бездействие) органов местного самоуправления и многофункциональных центров в связи с несоблюдением сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, об утверждении схем их расположения, заключении и регистрации сделок с землей. 
Распространены обращения на нарушения прав и интересов несовершеннолетних, законодательства об исполнительном производстве, в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Остается значительным число разрешенных жалоб на нарушения закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, по вопросам предварительного следствия и дознания. 
Ежедневно в органах прокуратуры области проводится прием граждан.
В новостном разделе на сайте прокуратуры Тверской области размещается информация о правозащитной работе органов региональной прокуратуры в различных сферах деятельности. В профилактических целях для ознакомления населения с  действующим законодательством на сайтах органов местного самоуправления на постоянной основе размещается информация, подготовленная сотрудниками органов прокуратуры области о новом законодательстве, изменениях законодательства. Проводятся просветительские мероприятия в образовательных учреждениях, трудовых коллективах. 

             

            С. Михайлов,
        прокурор Фировского района,
                        советник юстиции




Поделиться:

Для того чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

Возврат к списку